КМВСИТИ представляет новый проект "Лучшие люди КМВ"
Биография.
Стихановская Наталия Алексеевна, родилась 5 октября 1954 года, на станции Кандагач, Ключевского р-на, Актюбинской области. В системе Росгосцирка отработала более 32 лет. Замужем, есть дочь. Входит в правление совета директоров Юга России Российских цирков.
«Я человек, который создал сайт Кисловодского цирка и веду сейчас 2 сайта (старый и новый), кроме этого я дружу с интернет-порталами, и мне предоставляют площадки для новостей цирка. Есть еще сайты Росгосцирка www.circus.ru и www.ruscircus.ru — международные цирковые сайты, где выкладываются новости цирка. Также я активно пользуюсь соц. сетями, поэтому у меня насыщенная интернет жизнь, кроме этого еще есть жизнь реальная...».
Наталья Алексеевна, когда я готовилась к этому интервью, поинтересовалась у друзей чего бы они хотели спросить у Вас. Больше всего мне понравился вопрос про ваш рабочий день. С чего он начинается? Опишите, его, пожалуйста.
Мой день начинается прежде всего с гимнастики (своя методика дыхательной гимнастики) и йоги. После нее я еду в цирк и провожу планерку. На ней мы обсуждаем все проблемы, с которыми сталкивается цирк. Вот сейчас приехала знаменитая во всем мире программа Тамерлана Нугзарова. У него 25 лошадей, а у нас 12 стойл, т.е. 13 лошадей еще стоят в раздвижных стойлах за кулисами цирка во дворе, а там дождь, отсутствие ливнёвки, ситуация с ветром, с кормами, с опилками, медикаментами с вакцинацией, с подготовкой к следующим гастролям. Но есть проблемы и поважнее. Сейчас активно ведется война против Российского цирка с животными. И возглавляет ее организация «ВИТА» (якобы по защите прав животных), и мы активно участвуем в этой войне. Российский цирк — за цирк с животными, потому что цирк не может существовать без животных. Естественно, мы за гуманную дрессуру и мы сейчас проводим опрос, опрашиваем зрителей нашего цирка, которые приходят на программу Тамерлана Нугзарова.
А самое главное — мы готовимся к юбилею нашего цирка. 30 июня ему исполняется 40 лет. Дело в том, что цирк нуждается в реконструкции и ремонте, поэтому мы не будем проводить широкомасштабный праздник. Наоборот, хотим пригласить общественность и поставить вопрос о помощи цирку. Во вторник, 18 июня, Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который предоставляет право органам госвласти субъектов РФ участвовать в модернизации цирков, включая их реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения и капитального ремонта. Поэтому мы хотим сегодня привлечь внимание общественности и Глав городов КМВ к проблемам Кисловодского цирка. Этого всё касается моего рабочего дня. Кроме того, текущая работа по кормлению животных, оплате артистам, оплате авторского вознаграждения, вопросы о принятии на работу цирковых артистов, рабочих, служащих. Поэтому если говорить о моем рабочем дне, то он очень и очень насыщен.
Ваше образование как-то связанно с цирком?
Да, мое образование связанно с цирком. Я получила специальное образование, закончила ГИТИС им. Луначарского в г. Москва по специальности «Режиссура цирка». Много лет работала режиссером цирка, и потом мне было предложено стать заместителем директора, и вот уже 9 лет с лишним лет я работаю директором цирка и не оставляю свою вторую любимую профессию режиссера. Я из года в год ставлю спектакли, парады-прологи, эпилоги. Номерами я стала заниматься реже, потому что очень большая загруженность. А что касается спектаклей для детей, вы из года в год смотрите мои авторские ёлки, для которых я специально пишу сценарии и сама ставлю.
Скажите, а есть ли у Вас в цирке свои артисты?
Нет, это заблуждение. Нельзя одну и ту же труппу показывать 40 лет в Кисловодском цирке. Своей труппы нет и быть не может. Свои труппы были организованы в Московских цирках, но и они по моему мнению нужны для того, чтобы отправлять артистов за рубеж и получать проценты с гастролей. Мы один из самых маленьких цирков России, есть большие постановочные цирки в городах с миллионным населением. Многие из них имеют 2 манежа, ( один из них репетиционный) и у них есть цирковые школы, студии, они проводят Международные фестивали, конкурсы, проводят еще больше работы, чем малые цирки России, такие как Кисловодск, Иваново, Кострома. Но и у нашего малого цирка тоже хватает забот.
И все-таки как случилось, что Вы стали руководителем?
Хочу сказать, что я не хотела быть чиновником, директором. Жизнь заставила, потому что профессия режиссёра очень близка к профессии администратора, продюсера, директора артистической труппы. Режиссер-постановщик — это энергетическое ядро, это человек, который может организовать шоу, разработать концепцию, идею шоу ,найти балетмейстера, художника, артистов и вдохновить их всех на создание нового дела. У меня творческая семья. Мой брат — народный артист России, известный цирковой режиссер, моя дочь закончила Факультет сценографии и театральной технологии «Школы-студии (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном театре имени имени А. П. Чехова», и сейчас работает в Московском Театре Оперетты художником - технологом, поставила 8 спектаклей в Москве как художник-постановщик, мой муж — музыкант, дирижер оркестра. И я сама проработала в театре около полугода, и все же цирк перевесил. И я остаюсь в цирке уже около 33 лет и надеюсь, что всю свою жизнь до конца я проведу в цирке, потому что это не работа, а стиль моей жизни.
Как добиться успеха? Дайте совет нашим читателям.
Как сказал мой любимый писатель Франц Кафка, «Порою то, что мы считаем неудачей, является нашим успехом», поэтому понятие успеха достаточно парадоксально. Мы переживаем иногда трудные вещи в профессиональной сфере и считаем это падением, а проходят года и мы понимаем, что это был наш взлет, что это было нашей новой дорогой, нашим творческим поиском, профессиональным достижением. Понятие успеха весьма относительно. Для меня успех ни есть богатство, ни есть финансовое процветание, а прежде всего исполнение человеческого предназначения. Когда без тебя ,например, не может нормально, в рабочем режиме осуществлять свою жизнедеятельность цирк.
Что Вы можете рассказать о Вашем цирке (чем гордитесь, чем недовольны)?
Горжусь, тем что Кисловодский цирк, находясь в достаточно сложном состоянии, практически 40 лет без ремонта, продолжает функционировать, продолжает работать. И я горжусь тем, что на премьеру мы всегда приглашаем детей сирот, детей из малообеспеченных семей. Проводим открытые уроки и репетиции. Дети приходят, и им рассказывают о сложностях цирковой жизни, о том, что приходится пережить артисту в своей долгой жизни, как преодолеть страхи, болезни, своих внутренних демонов, которых каждый носит в себе, преодолевать их и оставаться человеком. Оставаться артистом, и эти встречи очень важны. Я обладатель премии «Триумф» 2001 года в области культуры и искусства именно за эти открытые уроки — открытые уроки для маленького количества детей, чтобы каждый ребенок мог стать на канат и пройтись по нему, чтобы каждый мог сесть верхом, взять в руки жонглерскую булаву, кольцо, арапник. Таким образом он приобщается к цирковой культуре, нашей цирковой жизни. Для него открывается что-то новое, открывается другой мир. Мы не гонимся за рекламой, не приглашаем телевидение, а открытые уроки просто фотографируем и выкладываем у себя на сайте. Делаем это к сведению детских домов и приглашаем их на открытые уроки. Это всё бесплатно. Мы стараемся что-то подарить детям на память — какой-нибудь сувенир, афишу с автографом. Что-то, что будет напоминать им о дне , когда они посетили наш Кисловодский цирк.
Цирк поменялся за время Вашей в нём работы?
За время моей работы цирк очень изменился. Не знаю в хорошую ли сторону, он идёт в сторону шоу. Если говорить обо мне, то я выросла на групповых цирковых номерах (например, в каждой цирковой программе работали групповые номера, например в одной цирковой программе : и гимнасты на подкидных досках, и «воздушный полёт» и « групповые акробаты — прыгуны» или «вольтижёры»). Этих групповых номеров становится всё меньше и меньше.
Лет 30 назад, когда я начинала в Кишиневском цирке, где была режиссером - постановщиком, программа состояла из 14 групповых номеров: 10 в первом отделении, 3 во втором и еще аттракцион. Сейчас это трудно себе представить, программы стали малочисленные.
И вот сейчас, когда сейчас приехала программа 76 человек, думаешь как их прокормить, встретить, отправить дальше по маршруту, заплатить зарплату и налоги, и …...жить спокойно. А с другой стороны, ты понимаешь, что наконец-то приехал полноценный цирковой спектакль, где не может быть 30 человек.
Да может быть «Снежное шоу» Вячеслава Полунина, где всего 15 человек — 20 человек, но это никакого отношение не имеет к традиционному российскому цирку. Хотя сам Вячеслав Полунин сейчас возглавляет старейший цирк в стране , цирк Чинезелли в Санкт-Петербурге , наш цирк « На Фонтанке». Поступила информация, кстати, что он стоит на стороне защитников животных, что он « за цирк без животных». Но по телефону, когда Совет директоров цирка в лице Анатолия Марчевского позвонил ему, он от этих слов отказался, сказал что это дезинформация.
Мы не можем представить себе российский цирк без животных. Представьте цирк без лошадей. Да цирк вообще возник благодаря конному цирку. Манеж 13 метров — из-за того, что расстояние до крупа лошади складывается из длины руки человека с шамбарьером ( длинного хлыста для дрессуры) и составляет 13 метров (щелчок, над крупом лошади — это знак дрессировщика — возможность поправить лошадь, когда она делает что - то не так). И естественно, цирк Филиппа Астлея (самый первый стационарный цирк) возник именно, как круглый манеже имеющий в диаметре 13 метров, потому что так было нужно для дрессуры лошадей. Манеж не шестизвездочный, не квадратный, не треугольный, а круглый и с «пистой». Хочу пояснить - Писта - (франц. piste - скаковая дорожка) узкая, трекоподобная дорожка у барьера манежа, служащая опорой для бегущей лошади, позволяющая ей сохранить определенный наклон корпуса, необходимый для устойчивости наездника. Все взаимосвязано. Само понятие «циркус» — это круг и круг для лошади. И как может цирк существовать без животных? Это абсурд! Это не цирк.
Мы по-разному относимся к своим домашним животным. Есть хозяева, которые жестко дрессируют своих собак, а есть те, которые разговаривают с ними, целуют их, спят с ними и даже едят вместе. Разные люди, разный подход к животным, разный посыл на дрессуру, и поэтому говорить о том, что в цирке издеваются над животными... Я здесь 24 часа в сутки и могу наблюдать как живут животные в цирке. В цирке животные живут намного дольше. У Таисьи Корниловой, народной артистки России, группа слонов (слоних) живет больше, чем они живут в природе. И в цирке те же животные хищники — львы и тигры живут в 2 раза больше, чем в природе. Да и морские львы и котики в природе живут меньше, чем они живут в цирке, потому что совершенно другой уход, другое кормление, лечение, а в природе просто выживает сильнейший.
Поэтому я за цирк с животными.
Что не нравиться.
Естественно, мне не нравятся программы, где маленькое количество животных и людей, а также легкие эстрадные жанры, такие как хула - хупы, танцы с удавами, показ одного экзотического животного на поводке и вообще, когда в программе одни «сольные» номера... сейчас срочно нужны номера групповые. Раньше были групповые номера : такие как номера акробатов-наездников на верблюдах «Кадыр Гулям» , акробатов на лошадях «Русская тройка» п\р Николая Ольховикова , были всемирно известные канатоходцы Волжанские со спектаклем «Прометей»- где все отделение занимал один канат, который на глазах у зрителей трансформировался во множество канатов, и все это действо занимало всё пространство под куполом цирка. Поэтому я тяготею к цирку с групповыми полноценными номерами, которые родом из СССР из настоящего советского, российского цирка. Они исчезают из цирка, потому что они очень трудоемкие. Почти исчезли воздушные полеты, , их очень мало; исчезла "воздушная рамка", где «ловиторы» и «вольтижеры», рискуя жизнью, без страховки исполняли уникальные трюки, это очень тяжелая работа воздушных гимнастов. «Ханд- вольтиж» ( ручной вольтиж) почти исчез, потому что эти жанры цирка травмоопасны, они требуют тяжелой физической работы и каждодневного риска. И мне бы хотелось, конечно же, чтобы на протяжении моей творческой и профессиональной жизни, российский цирк ещё вернулся к своим истокам. Чтобы цирк был с большим количеством животных и групповыми номерами, ведь это и есть настоящий Русский Цирк.
Если бы у Вас была возможность вернуться в прошлое и изменить свою жизнь, как бы Вы ее прожили?
Я прожила бы ее также, работая всю жизнь в цирке. Цирк - это мое жизненное предназначение.
интервью Даши Огурцовой сайт КМВСИТИ
http://kmvcity.ru